Самара, ул. Вольская, дом 13
Тел.: 951-06-88
24.04.2019

Волшебный мир театра

24.04.2019

 

2019 год в России официально объявлен годом театра. Театр... Что значат эти пять букв? Театр - это смех и слёзы, спокойствие и гнев, страх и преодоление. Виртуозная игра актёров, волшебные декорации, бурные аплодисменты зрительного зала и непередаваемые эмоции - всё это театр. Театр - это искусство. Через искусство человек познаёт окружающий его мир и, что немаловажно, самого себя. Познание начинается с момента появления человека на свет и продолжается до его последнего вздоха. Это значит, что и к прекрасному нужно приобщаться с детства. Тут-то и приходит на помощь театр. И если замысловатые сюжеты театра драмы или классические мелодии театра оперы и балета вряд ли заинтересуют юного зрителя, то  театр кукол точно не оставит никого равнодушным и придётся по вкусу многим детям.

  Как известно, «театр начинается с вешалки».  А с чего же начинается кукольный театр, где вместо вешалок - умелые руки артистов, а главными действующими лицами являются куклы? Давайте вместе окунёмся в историю Самарского театра кукол и попробуем узнать этот волшебный мир сказок поближе, прикоснуться к прекрасному.

  Самарский (ранее Куйбышевский) театр кукол своими корнями уходит далеко в прошлое. Первые сведения о нём относятся к 1932 году. Тогда труппа театра, созданная актером Таза Акимом Трифоновичем Лоцмановым, состояла всего из пяти человек. Сам Аким Трифонович становится его главным режиссёром, художником-оформителем, скульптором и декоратором в одном лице. Возникает острая необходимость в повышении профессионализма  актеров театра. Как раз в это время из Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, приезжает известный кукольник Евгений Деммени. Он-то и учит артистов, прежде не бравших в руки марионеток, обращаться с этим поистине волшебным и живым предметом. В 1934 году первым художественным руководителем театра становится ученица Е. Деммени Тамара Каракозова, чьи спектакли вошли в историю как классика советского театра кукол. Среди них – «Красная шапочка», «Гулливер в стране лилипутов» и другие.

  1941-1945 годы отпечатались кровью в памяти советского народа как страшные годы Великой Отечественной войны. Время раненых и убитых, время голода и нищеты, время слёз и нечеловеческих страданий. Но даже в это нелёгкое время Куйбышевский театр кукол продолжал свою работу: в свет одна за другой выходили премьеры на актуальную военную тематику. Несмотря на бытовые трудности тех лет, ставилось по 10 премьер в год. Куйбышев становится не только «запасной», но и культурной столицей нашей Родины.  Показывая спектакли, театр подбадривал зрителей, поднимал боевой дух и вселял надежду на лучшее.

  Период конца сороковых годов ознаменован творческими поисками и открытиями. Куйбышевские кукольники осваивают новую технику, раскрывающую более широкие возможности и заставляющую импровизировать. В 1947-м году появляются первые тростевые куклы, которые вводятся в спектакле по сказке Аксакова «Аленький цветочек». Эта система становится одной из самых популярных. В Самарском театре кукол её используют до сих пор. Такие куклы создают иллюзию самостоятельного движения, отчего особенно эффектны. Так зарождается неповторимая эстетика современного театра кукол. Именно в это время приходит особое отношение к театру кукол, как к месту, где происходят настоящие чудеса, где вечно живёт сказка, где даже взрослые остаются детьми.

  В конце 50-х - начале 60-х годов кукольный театр особо привлекал внимание   общественности. Основную роль в развитии театра кукол сыграл народный артист СССР, руководитель Центрального театра кукол — Сергей Владимирович Образцов. Он не только занимался творческой  и исследовательской деятельностью, но и активно интересовался развитием театра кукол в провинции. Его внимание привлёк и наш театр, сюда он приезжал неоднократно и всегда эти встречи носили доброжелательный и творческий характер. В результате повышается профессионализм коллектива. Наряду с детскими представлениями на сцене появляются спектакли для взрослых: «Божественная комедия», «Маленький принц», «Механические псы» и другие.

  Настоящий расцвет театра кукол начинается с приходом в 1971 году главного режиссёра Романа Ренца, который создаёт в буквальном смысле «свой театр». Труппа постоянно пополняется его учениками. О своем появлении в театре Р. Ренц вспоминал так: «Здесь пришлось нелегко. Театр заслуженный, с богатыми традициями, один из самых первых в стране, к тому времени находился, скажем так, не в зените творческого расцвета». С первых дней работы в театре его волновали вопросы, которые он неоднократно задавал и себе и коллегам: «Ради чего живёт кукольный театр? Почему возникает необходимость надеть на руку куклу? Почему бы актерам не сыграть пьесу самим?».   «Я считаю, что самое интересное и главное в кукольном театре — это пластическая жизнь. Кукла не воспроизводит, а пародирует человека. Кукла освежает ассоциативные связи, ставшие в других родах искусства штампами…», — говорил Ренц. В декабре 1978 года осуществилась заветная мечта Ренца: состоялась премьера «Маленького принца», которую он давно задумывал. Спектакль имел оглушительный успех у зрителей. Постановка произвела фурор. Никто не мог остаться равнодушным.

                   

  В начале 80-х гг. Куйбышевский театр кукол становится одним из самых популярных  в стране. В это время отмечается возросший интерес к «кукольному» жанру. Театр ведёт активную творческую жизнь, много гастролирует. Деятельность театра получает широкий резонанс. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Куйбышевский областной театр кукол, за заслуги в развитии театрального искусства награжден почётной грамотой.  В 1988 году на пенсию уходит Роман Ренц, а в 1989 году место главного режиссёра театра занимает Владимир Куприн. Он знал куклу не только как актёр, он мог создать её сам, легко разбирался во всех технических тонкостях её строения и конечно создавал свою эстетику, кукольный театр, о котором говорил так: «Я не приемлю театр кукол как развлекательный. Он должен быть всяким. И тут опять главное — найти понятный и доходчивый язык общения».  Одной из самых замечательных работ В. Куприна стал спектакль «Солнечный лучик» по пьесе А. Попеску.

  С 2000 года Самарский театр кукол работал без главного режиссёра. Руководством театра привлекались к постановочной деятельности ведущие мастера театра кукол России, Украины, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Театр становился дипломантом многих Международных Фестивалей, а с 2005 года Самарский театр кукол при финансовой поддержке Правительства Самарской области становится организатором Международного фестиваля национальных театров кукол «Радуга». В Фестивале принимают участие профессиональные театры кукол со спектаклями по мотивам народных сказаний, эпосов, по произведениям национальной литературы и драматургии, ориентированными на зрителей с 5 до 18 лет. С каждым годом растёт количество участников фестиваля и расширяются его границы. За время существования в фестивале приняли участие более 50 театров из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Германии, Болгарии, Швеции, Нидерландов, Англии, Чехии, Португалии, Франции и других стран.

  За годы своей работы в театре было поставлено более 300 постановок, сыграно более 50 тысяч спектаклей.

  В настоящий момент главным режиссёром Самарского театра кукол является Иван Мокроусов.  Текущий репертуар театра составляет около 50 спектаклей для детей от 3 - х лет и старше. Зрительский интерес и симпатии к театру постоянно растут. Театр позволяет всем зрителям, вне зависимости от возраста, окунуться в свою волшебную атмосферу и поверить в  чудесный мир сказки.

  В заключение, хочется процитировать классика: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Очень важно, каждый день примеряя всё новые и новые роли, оставаться собой, единственным и неповторимым, не похожим ни на кого другого. Давайте ходить в театры, развиваться, приобщаться к искусству и верить в чудеса, сколько бы нам ни было лет. И тогда сказка непременно войдёт в нашу жизнь и в наши сердца и останется там надолго.

 

 

 

Автор статьи: ученица 10 «А» класса

               МБОУ «Лицея «Престиж»

Кузина Яна

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: