Самара, ул. Вольская, дом 13
Тел.: 951-06-88
17.04.2019

Яицкое казачество

17.04.2019

 Военно-охранная сила Росийской империи

 

Яицкое казачество – военно-охранная сила Российской империи.

«Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
Л.Н. Толстой

            История. В этом коротком слове заложен огромный, значимый смысл для всего человечества, в том числе для нашей страны. Оглядываясь назад, изучая историю, россияне проявляют патриотизм, не забывая прошлое своей Родины. Они следят за развитием нашего великого государства, наблюдая за многовековыми изменениями. Каждая частица, каждый пройденный этап отечественной истории важен для страны. И одним из существенных фрагментов нашего прошлого стало яицкое казачество.
            Первые яицкие казаки появились на юго-востоке Европейской России, на краю государства, среди кочевников, вдоль течения р. Яик. Они создали воинскую общину, имеющую свои отличительные особенности и признаки. Обстоятельства вынуждали людей, лишённых поддержки общества и государства, добывать средства к существованию и пропитание рыбной ловлей, охотой, разбоем и грабежом. Со временем число казаков стало увеличиваться, началось создание отрядов, во главе которых стояли атаманы. Целью казаков было переустройство быта на военный лад, в их мире создавались идеалы новой жизни.
            Летом 1584 г. около 600 казаков во главе с атаманами Барбошей, Матвеем Мещеряком, Янбулатом Ченбулатовым и Нечаем Шацким спустились на Яик. Они находились в поиске пункта для основания нового городка, который вскоре был найден: слияние рек Яика и Илека на острове Кош-Яик стало подходящим местом. Вскоре казаки, двигаясь к морю, расселяясь вниз по реке, перебрались в Голубое Городище, а после некоторая их часть в 1613 г. основала Яицкий городок.
            Этнический состав казаков был достаточно разнообразен. Их ряды в основном пополнялись людьми тюрко-монголо и ирано-язычного происхождения, к примеру, ногайцами, башкирами, татарами. Также казаками становились беглые крестьяне из северных и центральных великорусских областей. В социальном отношении казаки затрагивали различные сословия России, существовавшие на тот момент: холопов, стрельцов, посадских людей, крепостных крестьян.
            Жили казаки по установленным ими правилам и законам, не руководствуясь чужим влиянием и властью. Казаки подчинялись выбранным атаманам, в помощь которым избирались есаулы. Все важные вопросы затрагивались и обсуждались на казачьем кругу, где каждый мог высказать свою точку зрения, предложить решение какой-либо возникшей проблемы и задачи, мог быть выслушан. Всё войско делилось на сотни и десятки; казаки были наделены чувством чести; за побег, воровство, измену или убийство приговаривали к смерти провинившегося человека – «в куль да в воду». Их жестокость была безгранична, зачастую не обходила даже семьи: жён и детей. Отправляясь в дальние походы весной, казаки не редко убивали своих родственников, чтобы те не стали чьей-либо добычей, а осенью привозили из походов новых жён.
            Обособленность яицких казаков от всего государства стала причиной возникновения присущих лишь им бытовых черт и общественного порядка. А. Б. Карпов приводит сведения об отношении казаков к собственным детям. Если в семье появлялся мальчик, будущий казак, его жизнь сохраняли, если же на свет появлялась девочка, сообща принималось решение убить её, как бесполезное и ненужное существо. Однако вскоре этот жестокий обычай исчез.


            Служба яицких казаков самодержавию началась в 1586 г. 150 казаков во главе с Ермаком Петровым, Артюхой и Тихоном по требованию правительства выступили с Яика на Астрахань на помощь собиравшемуся идти войной на Крым против хана царевичу Мурат-Гирею. В следующий раз казаки были вызваны на службу в 1591 г. 500 яицких и 1000 волжских казаков, входящих в состав воинских отрядов астраханских воевод Сицкого и Пушкина должны были выступить походом против шахмала Тарковского. С тех пор, вплоть до 1717 г., казаки принимали участие в 24 крупных походах царских войск.
            В 1591 г., во время правления Фёдора Ивановича яицкие казаки подчинились московскому правительству, из казны они стали получать продовольствие, вино, порох, оружие, жалование и т.п. Казакам также разрешали принимать в свои ряды беглых крестьян. Царь дал казакам «владетельную грамоту» на реку Яик «от вершины и до устья», и с того момента казаки считали себя полноправными хозяевами этой реки. Находясь под крылом у царя, казаки сохраняли свою самостоятельность. Ещё долго их отличительными чертами оставалось желание вести буйную и вольную жизнь. Однако по первому требованию царя казаки выступали в походы, участвовали в войнах, в подавлениях восстаний народов империи с XVIIдо начала XX вв.


            За верную службу правительство поощряло казаков, выдавая жалование. Войску также предоставлялось 12 пудов ручного пороху, 14 пудов – пушечного, 12 пудов свинца и 100 пушечных ядер в год. В то же время государство включило в свои границы раннее освоенные казаками земли степной части Яика со всеми станицами и городками.
            В 1721 г. Пётр Iиздал указ о передаче ведения дел яицкого казачьего войска военной коллегии. Большая часть казаков была не согласна с решением царя и подняла восстание. Для подавления мятежа Пётр Iбыл вынужден направить в яицкий городок регулярную армию под командованием полковника Захарова. После подавления восстания царь принял решение провести первую перепись населения казаков. В 1723 г. их насчитывалось 3196 человек.
            В 1723 г. уклад жизни казаков кардинально меняется, вытесняя прежние порядки и привычный вольный образ жизни. Казаки становятся отдельным военным сословием Российской империи, а само войско – послушным и сильным оружием в руках самодержавной власти. С тех пор атаман выбирался казаками, однако до вступления на должность признавался Военной коллегией в Санкт-Петербурге и оставался им до конца жизни. Именно тогда Пётр Iустановил единую форму одежды и вооружения для казаков за счёт их личных средств.


            Резкое изменение привычного уклада жизни казаков, посягательство на былую вольность и независимость принимали не все казаки, поднимая восстания в знак протеста. Самыми крупными были антиправительственные выступления в 1772 г., в 1773-1775 гг., которые были жестоко подавлены. В 1775 г, после разгрома Пугачёвского восстания, в котором казаки принимали активное участие, у войска была отобрана артиллерия. Также Екатерина IIповелела переименовать реку Яик в Урал, Яицкий городок в Уральск, а Яицкое войско в Уральское. Также был упразднён казачий круг, рядовое казачество было отстранено от решения войсковых вопросов, потеряв свободу слова, мысли и мнения. Государство, окончательно подчинив себе казачье войско, сохранило за казаками все привилегии, существовавшие раннее. В 1798 г. казачьи чины были уравнены с армейскими чинами, а на казачьих офицеров распространилось право дворянства.
            Численность уральского казачьего войска только росла в XIX в. В 30-х гг. XIXв. в составе Уральского войска начитывалось 39408 душ. Оно состояло из шести военных линий: Верхнеуральской, Нижнеуральской, Среднеуральской, Илецкой, Чижинской и Узеньской, каждая из которых имела центр, в котором находился штаб полка.
            С 1845 по 1862 гг. численность казаков с 62 тыс. человек возросла до 82 тыс. Современники характеризовали казаков как храбрых и хладнокровных в бою, смелых и непоколебимых перед трудностями, преданных вере, отечеству и престолу, трудолюбивых и сильных духом людей.
            Казаки расширяли границы родной страны, присоединяя к ней новые территории Туркестана. В 1865 г. 200 уральских казаков во главе с Черняевым в рядах экспедиционного отряда участвовали во взятии Ташкента. Во время этого похода произошёл знаменитый Иканский бой, продемонстрировавший удаль и высокие боевые и моральные качества казаков. Конная сотня уральцев во главе с есаулом Серовым выдержала тяжёлый бой с кокандацами, сумела вырваться из окружения и пробиться к Туркестану. В те дни погибло не малое число казаков, большинство получили серьёзные ранения, но продолжали двигаться вперёд, не предавая своё Отечество, верно и честно выполняя свой долг. Через 20 лет на месте сражения был поставлен памятник, надпись на котором гласит: «Памяти воинов, павших под Иканом в 1864 г».
            Уральское казачество принимало активное участие в крупных наступательных операциях русской армии по завоеванию Средней Азии и Южного Казахстана. За доблестную службу в 1891 г. казаки были удостоены георгиевским знаменем и грамотой от Александра III. Помимо этого в награду войско получило ковши, серебряные трубы, медали, грамоты и т.п.
            Огромные заслуги Уральского казачества перед Россией состояли не только в завоевании новых территорий и расширении границ в юго-восточном направлении, а также в других регионах. Уральские казаки несли службу по охране строительства Китайско-Восточной дороги, участвовали в Русско-Японской и Первой мировой войнах.
            Уральское казачество являлось одним из самых консервативных, и именно поэтому в 1917 г. встало на защиту самодержавной власти под лозунгом «За веру, родину, Яик и свободу!» В ночь с 28 на 29 марта 1918 г. белоказачья верхушка установила диктатуру Войскового правительства. В течение двух лет в области шла тяжёлая и ожесточённая борьба, гражданская война, завершившаяся поражением казачества. Его оставшаяся часть в 1920 г. бежала в Пруссию, захватив с собой войсковую казну и архив. Позже казаки рассеялись по всему миру, их потомки проживают в России, Австралии, Франции.
            В феврале 1920 г. вожди советской власти обрушили на оставшихся казаков репрессивные и административные меры, окончательно уничтожившие уральское казачество. Территории казаков исчезли с карты России: они разделялись, передавались национальным республикам. В 1920 гг. земли уральских казаков включались в состав сначала Кара-Киргизской автономии, в 1936 г. – Казахской ССР, а с 1991 г. стали частью независимой республики Казахстан.
            Уральское казачество одним из первых начало свой путь к возрождению, в 1989 г. в Уральске создано городское историко-культурное общество.

            Казачество – важнейшая часть истории России. Уральские казаки внесли огромный вклад в её развитие, участвуя в присоединении новых территорий и подавлении возникающих восстаний внутри страны. Мы должны помнить их путь и неоценимый вклад, верную службу Родине, не забывать ту историческую эпоху. Ведь человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Автор статьи – Акимова Дарья Петровна
ученица 8 класса А
МБОУ Лицея «Престиж».

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: